На занятиях хореографией перед педагогом зачастую возникает ряд проблем:
- дефицит внимания;
- разрозненность коллектива;
- низкая эмоциональность;
- «закрытость» детей.
Кроме того, на занятиях хореографией мало возможности обратить внимание на развитие личности ребёнка. Видеть в неё в первую очередь индивидуальность и помочь ему раскрыть свои лучшие качества личности – прямая задача педагога-хореографа.
Особенности детей 7-9 лет.
Возраст 7–9 лет — один из переломных этапов в развитии ребенка. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь лет, в какой-то момент он проходит через кризис. Этот период может начаться в семилетнем возрасте, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис семи лет, который называют периодом рождения социального «я», связан с осознанием ребенком своего места в мире общественных отношений, открытием новой социальной позиции — позиции школьника. Формирование новой позиции меняет самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Маленький школьник с увлечением играет и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Ведущей деятельностью становится учеба, именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. От результативности учебы непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.
В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний. Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. Неудачи и нелестные отзывы о внешности, например, если и приносили огорчения, то не влияли на становление его личности (при условии благоприятной обстановки в семье). В период кризиса семи лет появляется «обобщение переживаний», благодаря этому появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка — на поведение и на события, в которых он активно участвует, начинает влиять именно внутренняя жизнь.
Одним из возможных решений вышеописанных трудностей является использование современного подхода к танцу, такого как танцевально-двигательная терапия.
Танцевально-двигательная терапия.
Человек научился выражать свои чувства при помощи танца раньше, чем словами. В далеком прошлом танец играл важную роль в жизни человека и был тесно связан с его бытом. Передавая впечатления от окружающего мира при помощи разнообразных движений и жестов, он стремился вложить в них свое настроение и душевное состояние: радость, гнев, сострадание, уважение и т. д.
На протяжении веков люди инстинктивно пользовались исцеляющими свойствами танца, но только в XX веке терапевтическое воздействие получило научное подтверждение. Танцевальная терапия как метод зародилась в США в 1940-х гг. С ее рождением связаны четыре имени: Мэриан Чейз, Лилиан Эспенак, Труди Шуп. Мари Уайтхаус — профессиональные танцовщицы, хореографы и педагоги, представительницы танца модерн. Все они были убеждены, что танец — это дорога для раскрытия чувств, это баланс между телом и душой.
Танцевальная терапия развивалась от практики к теории. Первые танцетерапевты использовали танец как способ лечения психиатрических больных. Значительно позже танцевальная терапия стала применяться при работе с нормальными клиентами, а также с детьми. В настоящее время танцевально-двигательная терапия активно распространяется по всему миру и все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них приспособляемости, чувства удовольствия и группового взаимодействия, а также для выражения и направления сильных эмоций.
Танцевальная терапия — это форма «лечения» при помощи движения. Теория, лежащая в ее основе, состоит в том. что тело и разум человека взаимосвязаны. Танец — это своеобразный язык, использующий вместо слов движения тела. Танец — это способ выражения эмоций, он помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе.
Также большое значение приобретает работа с детьми разных возрастов.
Танцевально-двигательная терапия для детей дает возможность:
— снять напряжение, избавиться от страха и усталости;
— помочь замкнутым детям, а также необщительным, эмоционально неуравновешенным;
— поддержать детей с психическими и физическими недостатками:
— выявить творческие способности, повысить собственную самооценку.
Исходя из многолетнего опыта танцевальных педагогов, можно прийти к выводу, что сам по себе танец — это уже оздоровление. Однако четкая образовательная программа, где упражнения все время усложняются, а педагог постоянно исправляет неверные движения ученика, не дает полной свободы самовыражения, следовательно, терапевтический эффект ограничен. Включая в уроки танцевальные игры, упражнения на импровизацию для развития образного мышления, снятия напряжения и усталости в группе, можно заметить поразительные результаты: дети становятся более раскрепощенными, артистичными, общительными. Это позволяет в корне пересмотреть отношение к культуре танца, к его назначению в жизни человека.
В свою очередь танцевальный педагог, использующий в работе приемы танцевальной терапии, быстрее добьется нужных результатов, поможет своим ученикам в полной мере раскрыться и свободно чувствовать себя во время выступлений.
Вышеперечисленные возможности способствуют развитию личности ребёнка, что особенно важно в возрасте 7-9 лет. Поэтому применение отдельных приёмов танцевально-двигательной терапии на занятиях хореографией не только целесообразно, но и необходимо.
Упражнения:
Одной из составляющих танцевально-двигательной терапии является танцевальная игра, основная цель которой — вовлечение участников в творческий, строящий взаимоотношения опыт.
Что такое танцевальная игра?
Это: игра + танцевальная импровизация + предлагаемые обстоятельства.
Танцевальная игра, с одной стороны, помогает детям:
— снять напряжение;
— выплеснуть энергию;
— переработать свою агрессию и страх;
— осознать себя в предлагаемых обстоятельствах;
— проиграть свои внешние и внутренние ощущения;
— совместно пережить волнующие ситуации;
— пробудить положительные эмоции.
С другой стороны, развивает:
— коммуникативные качества;
— проявление инициативы;
— умение логически мыслить;
— фантазию и воображение;
— творческие способности.
Упражнение на развитие эмоциональности «Танец времён года».
Это упражнение основано на танцевальной импровизации.
Импровизация — сочинение во время исполнения: выступление с чем-либо (танцем, музыкальным произведением, речью и т. д.) без предварительной подготовки.
Целью упражнения «Танец времён года» является развитие эмоциональности у детей.
В этом упражнение участникам предлагается станцевать четыре импровизационных танца на 4 разные темы: Осень, Зима, Весна и Лето. При импровизации следует выражать эмоциональные состояния соответственно: печаль, страх, гнев и радость. Перед исполнением педагог даёт детям инструкцию по выполнению данного упражнения и объясняет связь между эмоциями и временами года: осень – грусть, зима – страх, весна – гнев, лето – радость.
После выполнения упражнения педагог спрашивает у участников: «Какой из 4 танцев им понравился больше других и почему?»
Упражнение на развитие концентрации внимания «Скульптура».
Целью данного упражнения является развитие внимания, концентрации внимания на деталях, а также укрепление ориентации «лево-право».
Участники выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. Каждый участник стоит напротив своего партнера из параллельной шеренги.
Для одной шеренги дается задание придумать «скульптуру», пока другая стоит спиной и не видит фигуру. По команде вторая шеренга поворачивается и максимально точно и быстро старается повторить задуманную фигуру партнера.
Упражнение на командообразование «Бусы».
Целью данного упражнения является формирование команды, повышение уровня доверия и дружелюбия среди участников.
Каждый участник становится «бусинкой», из который будут собраны неповторимые бусы. Каждая «бусинка» придумывает своё танцевальное движение и обучает ему всех участников. По кругу, все «бусинки» демонстрируют свои движения остальным. После того, как все движения выучены, они объединяются в общий танец – «бусы». Под музыку все участники без помощи педагога дважды повторяют только что придуманный танец в прямой последовательности: «бусинка 1» + «бусинка 2» + «бусинка 3» и т.д.
В данной статье была исследована возможность применения приёмов танцевально-двигательной терапии, такие как танцевальные игры, танцевальная импровизация, на занятиях хореографией с детьми 7-9 лет.
При использовании вышеописанных приёмов было отмечено:
- Дети с удовольствием участвуют в предложенных им упражнениях, активны и открыты, что позволяет снять учебное напряжение.
- Упражнения на развитие эмоциональности показало, насколько трудно детям проявлять свои эмоции не только в танце, но и в жизни. Поэтому регулярное выполнение упражнения «Танец времён года» приобретает не только важное значение в постановочных танцах, но и особенное значение для психологического здоровья ребенка.
- Приёмы танцевально-двигательной терапии вносят необходимое разнообразие на занятия хореографией, так как специфика занятия подразумевает многократное повторение одного материала.
- Упражнения на командообразование помогает сплотить танцевальный коллектив, отношения в команде становятся более доверительные и дружелюбные.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о целесообразности и необходимости включения в учебный процесс приёмов танцевально-двигательной терапии, что помогает сделать занятие более полезным для детей 7-9 лет.
Автор статьи — психолог, танцевально-двигательный терапевт Ольга Агапова.
