Часто ли вы танцуете? Если вы засмущались и хотите ответить, что не умеете, вам стоит пересмотреть свое отношение к танцу. Это не только искусство движения, красивое и эстетичное, но и способ достижения гармонии личности. И во втором случае абсолютно не нужно обладать чувством ритма, хореографической памятью, гибкостью и музыкальным слухом. Надо только хотеть танцевать и улучшить свою жизнь. Как взаимосвязаны эти два желания, рассказала танцевально-двигательный терапевт Ольга Агапова для газеты Проспект СК
Тандем танца и спорта
Знакомство с танцем состоялось для Ольги ещё в 3 года. Именно с этого раннего возраста она начала заниматься спортивной акробатикой. Направление было выбрано неслучайно — мама, Надежда Александровна Королёва, работала тренером в ДЮСШ по спортивной акробатике.
«Мы работали с позициями, конфигурациями и механикой движения тела. Это было очень интересно и полезно для моей дальнейшей деятельности, — рассказывает Ольга. — В 14 лет я поняла, что мне нравится хореографическая составляющая, и начала учиться на соревнованиях, сборах, а также у хореографа, который преподавал в ДЮСШ».
Ольга окончила Школу искусств, где получила начальное хореографическое образование. Затем выполнила норматив мастера спорта и начала работать тренером и хореографом в ДЮСШ. Ольгу привлекало сочетание хореографии и спорта, которое выражалось в отсутствии ограничений в движениях тела: гибкости, скорости, высоте и амплитуде. Тренера восхищала человеческая многогранность в этом направлении…
Для молодоженов и будущих мам
Затем Ольгу ожидал интересный опыт — знакомые попросили поставить свадебный танец. «Это было просто открытие! В этом танце можно было легко увидеть, как жених и невеста относятся друг к другу, не спрашивая их об этом. То, как он к ней подходит, берет за спину или за руку… Все эти жесты могут сильно отличаться от того, как молодожены общаются в обычной жизни. Тогда мне впервые стало понятно, что танец нужен не только для красоты», — продолжает Ольга.
Еще один оригинальный проект — преподавание танцев для беременных. Когда-то в нашем городе работал центр «Я мама», который занимался подготовкой женщин к родам. При этом центре решили открыть направление для физической активности беременных. Руководитель Татьяна Комкина пригласила Ольгу Агапову в качестве преподавателя в свой пилотный проект.
«Я разработала целый курс для беременных с разнообразными направлениями. Мы танцевали, весело проводили время, снимали с тела напряжение и получали положительные эмоции. До сих пор с нежностью вспоминаю те времена, — делится Оля. — Танец очень нужен беременным. Об этом я узнала в ходе обучения и практических занятий по танцевальной терапии. Танец является прекрасным способом выражения эмоционального состояния женщины. А в период вынашивания малыша эти состояния очень быстро меняются и сдерживаются. С помощью танцевальных движений и музыки они находят естественный и гармоничный выход, что благоприятно сказывается на самочувствии беременной».
Усилитель вкуса блюда под названием «жизнь»
По словам Ольги, эстетическая составляющая танца лежит на поверхности, а в глубине прячется айсберг чувств, эмоций и отношений. Моей собеседнице стало любопытно, что же на самом деле стоит за этой внешней красивой картинкой движения тела под музыку. Героиня публикации стала искать, где получить информацию по этому вопросу. И нашла ответы в Санкт-Петербургском институте практической психологии «Иматон», где есть кафедра танцевально-двигательной терапии. Но для поступления нужно было собрать документы и подтвердить свой опыт в хореографии и психологии. Ольга была уверена, что не поступит. «Кому нужна девочка из провинции с сертификатами о прохождении психологических тренингов? У меня ведь нет образования в этой сфере», — думала она. Но через какое-то время получила положительный ответ.
«Я была в шоке! Я очень сомневалась, что ошибусь, думала, стоит ли делать такой серьезный шаг — получать дополнительное высшее образование. Это ведь не просто тренинг, а исследовательская работа, диплом… Мне было страшно. Я совершенно не верила в свои силы», — вспоминает Ольга.
Но всё же поехала. И не зря! Это обучение полностью изменило отношение Оли к жизни. Наша героиня развернулась на 180 градусов, стала смотреть на себя и многое вокруг по-другому. Никогда еще раньше за 30 лет она не проделывала такой огромной внутренней работы над собой, не испытывала такой мощной трансформации.
«Нельзя работать танцевальным терапевтом, если у тебя самого есть закоренелые установки. Ты просто не сможешь помочь другому человеку посмотреть на ситуацию со стороны, если сам не умеешь этого делать, — замечает Оля. — Первая сессия прошла в глубокой работе над ними и тараканами в наших головах. У меня укрепилась самооценка, я стала относиться к себе с гораздо большей любовью и трепетом, чем раньше. Я начала ощущать больше свободы в своих чувствах и эмоциях».
Ольга чувствует огромное удовольствие от любого танца, даже если убирает дома или отдыхает с друзьями на корпоративной вечеринке. Танец для нее — это дополнительная радость, усилитель вкуса и аромата блюда под названием «жизнь».
Танец — первая форма общения
В ходе обучения Ольга узнала, что танец изначально был задуман не для красоты, а в качестве первой формы общения между людьми. В древности мало пользовались речью и много — движениями. Свадьба, поминки, вызывание богов, принятие младшего члена племени — всё происходило в танце. Позже танец свёлся к рафинированному движению. Появлялись танцевальные школы, которые учили правильным движениям, считавшимся гармоничными и красивыми.
«В балете все движения запакованы, пронумерованы и названы по-французски. Ты просто не сможешь сделать небалетное движение, даже если тебе сильно хочется, — улыбается Ольга. — Но потом стали появляться и другие направления: со свободными движениями, нелепыми и несуразными. Люди стали танцевать так, как им хочется. И кто-то стал замечать: когда человек танцует так, как ему нравится, он начинает лучше себя чувствовать».
Постепенно танец стал одним из приемов психологической работы. Методом работы со своим телом для улучшения психического и эмоционального состояния.
Танцевально-двигательная терапия зародилась в США в 1940-1950 годах, затем пришла в Европу, а оттуда — к нам. Ольга училась у последователя этой методики из Санкт-Петербурга — кандидата психологических наук Натальи Юрьевны Оганесян, которая сама ездила учиться в Швецию.
Танец как метод выражения эмоций
«Танец — это короткий путь к своему внутреннему состоянию. Это его самая главная ценность, на мой взгляд. На консультации с психологом найти дорожку к себе получается далеко не сразу. Нужно понять свои истинные чувства, найти, где они спрятаны. А через движения это сделать проще — ты просто не сможешь обмануть себя, — отмечает Ольга. — Сейчас я сама пользуюсь этим методом. Осознаю какую-то трудность в своей жизни и думаю: что бы мне такого станцевать, чтобы решить эту проблему? Я провожу сама с собой эту работу и получаю отличный результат».
После окончания обучения Ольга решила: если она сама может получать от танца наслаждение и целительные свойства, неужели правильно будет прятать этот богатейший инструмент от других?
«С тех пор как я сама укрепилась в себе и поняла, что я — жемчужина и человек, который имеет уникальный набор качеств, мне захотелось этим делиться, — добавила Ольга. — Каждый может делать это дома, в группе, на дискотеке — везде. Это так просто и так приятно! Я без раздумий стала собирать людей в группы и проводить курс танцевальной терапии, разработанный и одобренный моим руководителем. Это были разовые встречи и обучающие тренинги для школьных психологов, в том числе выездные в Тайынше, Булаево, Новоишимском. Они проявили большой интерес к танцевально-двигательной терапии, потому что в школе так мало движения и много умственной работы».
Кроме того, Ольга Агапова проводила обучающий тренинг для психологов ДВД и военных служащих. Это особая категория людей, работающих в жестких условиях, где трудно проявлять свои эмоции.
Нет волшебных таблеток — только работа над собой
«События и явления сами по себе нейтральны, они просто происходят. Но когда человек видит, слышит, обоняет или осязает, у него внутри формируется определенное отношение к событию — эмоции. Они не всегда находят выход и копятся внутри человека, потому что могут быть слишком сильными или непонятными. Танец — самый экологичный и простой способ выражения этих эмоций, от применения которого рождается ощущение гармонии, радости и благодарности», — объясняет танцевально-двигательный терапевт.
Перед занятием Ольга разговаривает с человеком о том, что его тревожит. Чтобы работа была целенаправленной, нужно осознать, что это за эмоция и когда она накопилась: «Мы стреляем не из пушки по воробьям, а из снайперского ружья — белке в глаз. Сначала разбираемся, что это за «белка», потом заряжаем винтовку — выбираем музыку, которая подойдет под эмоциональное состояние. Такой танец — это полная импровизация, движения рождаются по ходу дела. Вместо страха, печали и гнева человек наполняется благодарностью и пересматривает событие, на которое он отрицательно отреагировал. Эта работа долгая, ювелирная и неосязаемая. Нельзя открыть человека, как шкаф, и перебрать все платья, чтобы найти то, что ему не нравится, и убрать его. Это внутренняя работа самого человека, и результат зависит от его желания. Я лишь проводник и могу подсказать дорогу».
Ольга признается, что многие люди приходят к психологу или танцевально-двигательному терапевту в поисках волшебной таблетки. Так же, как мы приходим к врачу и говорим: «Доктор, помогите, у меня болит голова», а он нам отвечает: «Выпейте вот эту таблетку, и всё пройдет». В психологической работе таких таблеток, к сожалению, нет. Каждый человек должен осознавать, что ответственность за его жизнь лежит только на его плечах и переложить ее на кого-то другого не получится.
Особенные танцы
Еще одна важная категория, с которой занимается Ольга, — это особенные дети и взрослые. Более 4 лет героиня публикации ведет хореографию для воспитанников общественного фонда «Солнечный дом».
«Сначала меня пригласили для участия в проекте — попросили помочь подготовить танец для съемок клипа. Я никогда раньше не была знакома с этими людьми и ничего о них не знала, но захотела попробовать, — вспоминает Оля. — Я провела первые два занятия и поняла, что больше не смогу. Это вызывало во мне чувства жалости и несправедливости. Мне было тяжело работать не с детьми, а со своими эмоциями. Я решила закончить проект и остановиться. Но когда мы сняли клип, я поняла, что мне не хватает этих занятий. Я сравнила, с чего мы начинали и к чему пришли, и осознала, что эти дети — абсолютно обучаемые и в моей жалости не нуждаются. Мне стало легко работать, я приняла детей с синдромом Дауна за обыкновенных людей, у которых есть определенные трудности. Дети очень выросли: мы ставим танцы с перестроениями и различными атрибутами. Я вижу в этом большую работу детей, родителей и свою собственную. Я горжусь результатом, который показывают дети, и рада, что причастна к нему».
Кстати, люди с синдромом Дауна не накапливают свои эмоции, а сразу выражают их, в отличие от нас. Благодаря своему опыту, Оля заметила, что большинство людей вообще не знакомы с эмоциями, которые испытывают. А ведь это основа нашего внутреннего мира. Поэтому моя собеседница решила открыть Школу эмоций, пригласив для совместной работы еще трех специалистов разных профилей: Елену Исакову, Дмитрия Агапова и Василия Качалова. После занятий «ученики» школы начинают по-другому воспринимать себя, ценить свое психологическое здоровье и работать над ним.
Совсем недавно Ольга Агапова стала членом Санкт-Петербургской ассоциации танцевально-двигательной терапии. У нашей героини — большие планы. Она хочет сделать танцевально-двигательную терапию как можно более популярной. «Я хочу демонстрировать техники, доносить их до психологов. Сейчас я создаю небольшие мастер-классы, на которые может прийти любой человек, без какой-либо специальной подготовки. При прохождении этих танцевальных комплексов участник будет получать позитивный результат — новый стимул в жизни или разрешение своей ситуации. Это короткая программа для улучшения качества жизни современного человека», — заключает Ольга.
От 16 до 71, или Танцуют все
Если работа происходит в группе, Ольга предлагает выполнить различные техники и упражнения. Потом участники делятся своими ощущениями. Самый эффективный инструмент — парная импровизация. Два человека выбирают музыку и начинают под нее танцевать — получается общение без слов. Как будто люди рассказывают историю о себе с помощью движений и понимают друг друга.
Чаще всего к танцевально-двигательному терапевту обращаются женщины, причем самого разного возраста. Оля отмечает, что современные подростки очень осознанные, они ходят к психологу не как к врачу, а как к помощнику. Молодые люди понимают, что психолог может помочь управлять своей жизнью самостоятельно, а не плыть по течению. И когда это происходит, подростки смело идут к специалисту, рассказывают о своих проблемах и решают их. Пластичная психика в этом возрасте позволяет быстро получить результат.
Самая старшая участница групповой терапии — женщина в возрасте 71 года. Язык не поворачивается назвать ее бабушкой, потому что она перетанцевала всех, двигалась, общалась и была просто счастлива.
Однако средний возраст обращающихся — 30-40 лет. Это тот период жизни, когда уже накопился опыт и выявились какие-то трудности. В то же время, есть силы, желания и понимание, что можно решить свои проблемы.
«Я выпустила 9 групп, и в каждой из них был один мужчина. Представители сильного пола обычно приходят с запросами об отношениях — хотят сделать взаимодействие со своей второй половиной более продуктивным. Наша группа становится богаче от присутствия мужчины, так как появляется возможность потанцевать с людьми разного пола, — рассказывает моя собеседница. — У наших мужчин очень сдержаны эмоции, потому что мы учим мальчиков с самого детства: «Не плачь, ты же не девчонка». В танце мужчины открывают в себе огромный ресурс, понимая, что эмоциональность — это нормально. Но мужчинам и не требуется такая разнообразная палитра эмоций, как женщинам, потому что они решают совсем другие задачи. Чаще всего мужчина получает эмоции через общение с женщиной».