Ранние годы: когда всё только начиналось..

В 1950-е Альберт Эллис делает первый радикальный шаг — он спрашивает у клиентов не только — «что вы чувствуете ?», но еще и — «во что вы верите?».

Так появляется рационально-эмотивная поведенческая терапия (REBT) — на тот момент почти кощунство на фоне господствующего психоанализа.

А потом 1960-е и на сцену выходит Аарон Бек. Кардиолог по образованию, он вдруг серьёз заинтересовывается депрессией. Он замечает, что у депрессивных пациентов в голове не просто «грусть», а автоматические мысли. И эти мысли можно не только заметить, но и изменить. Так рождается когнитивная терапия (CT).

Развитие КПТ — соединение несоединимого…

В 1970-х происходит то, что в науке случается редко, две школы когнитивная и поведенческая обьединяются. Оказывается, что мышление и поведение неразделимы. Работая с обоими уровнями, можно добиться реальных, ощутимых изменений. Публикуются ключевые статьи, книги, появляются первые протоколы. Терапия становится все структурированнее и научно обоснованнее.

Расширение:от депрессии к жизни вообще

Сначала КПТ применяют при депрессии, затем при тревожности, фобиях, панике, ПТСР и тд.

Возникают новые подходы:

  • Схема терапия-для глубинных паттернов.
  • ДПТ при эмоциональной нестабильности
  • КПТ третьей волны с элементами осознанности и принятия

Современность::глобализация, стандартизация.

КПТ преподают в университетах. Его протоколы входят в государственные стандарты лечения. И да ,он адаптируется под онлайн, подростков, под клиентов с разными культурами и запросами.

Что остаётся внутри этой истории?

Идея, которая кажется почти бытовой но до сих пор не перестаёт менять жизни, мысли можно замечать и мысли можно менять  А значит, и чувства и поведение тоже.

На примере мультфильма Карлсон и Малыш попробую объяснить как выглядит КПТ.

Итак, с точки зрения КПТ история Малыша и Карлсона выглядит ,как развернутая схема дезадаптивных убеждений, поведений и автоматических мыслей, закрепленная в цикле подкреплений и эмоциональных компенсаций.

У Малыша есть базовое убеждение: — «Я не важный, меня не любят, я один». Эти убеждения формируются в среде, где потребности в признании, эмоциональной безопасности и стабильности игнорируются. Он-младший, он неинтересен, над ним смеются, его не слышат. Семейная система-функциональна, но эмоционально обесценивающая. Возникают автоматические мысли: -«Если я буду хороши, то меня заметят, если я скажу, что мне плохо, то никому не будет дела. Одиноким быть стыдно. Друг-это тот, кто приходит и уносит с собой одиночество «.

И тут появляется Карлсон — фигура, которую Малыш интерпретирует, как реальную, но которая по сути поведенческое избегание боли. Каждый раз, когда возникает острое чувство одиночества, Малыш включает фантазийную реакцию — придумывает Карлсона, вступает в иллюзорный контакт, отвлекается, получает короткое эмоциональное «вознаграждение «, тем самым не сталкивается с настоящими чувствами.

Поведенческая ловушка: Карлсон непоследователен, ведёт себя импульсивно, нарушает границы. Делает все ради собственного удовольствия, в любой момент может исчезнуть. И вместо того, чтобы Малыш начал замечать, что его не слышат и манипулируют им, он думает должен быть ещё добрее, терпеливее, веселее и тогда Карлсон останется. Вот вам и когнитивное искажение: — «Если я не получаю внимания, значит, я его не заслужил «.

И, да, Карлсон — это идеальная метафора эмоционального избегания в форме мании — гедонизм, избегание ответственности, хаотичное поведение, все это прикрывает внутреннюю тревогу и страх близости. Карлсон не герой. Он дисфункциональный копинг Малыша.  Весёлый, но дезадаптивный.

Если бы Малыш пришёл в КПТ, мы бы не стали разбирать полеты Карлсона. Мы бы сказали: — «Кажется, в моменты боли ,ты выбираешь фантазию вместо контакта. Что ты думаешь о себе, когда остаешься один? И чему учит тебя эта «дружба «? Что ты избегаешь прожить в реальности?». А ещё мы бы точно сделали бы дневник мыслей после каждого «пролета   Карлсона «.

  • Что чувствовал до?
  • Что ожидал?
  • Что получил?
  • Как повлиял на мою самооценку?

И Малыш бы увидел, что вся эта игра приносит радость на 5 минут, а после-чувство брошенности на 3 дня.

Вывод КПТ-шника::

Карлсон — не друг.  Это когнитивный симптом, обернутый  в  мультик. Работает, пока не осознается, а потом мешает жить.

КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ:

В Основе КПТ простая и очень мощная идея: МЫСЛИ-ЭМОЦИИ-ПОВЕДЕНИЕ.

И, если вы меняете мысли, то все остальное тоже начинает сдвигаться. Что это значит на практике? Вы учитесь замечать свои автоматические установки (часто жёсткие, категоричные, катострофизирующие) и переписывать их не «позитивно «, а реалистично и гибко.

Схемы и автоматические мысли:

Мысли не появляются из ниоткуда. За ними стоят глубинные схемы: убеждения о себе, других, мире.

  • Если я не идеален-меня отвергнут
  • Чувства -это слабость
  • Лучше никому не доверять

В КПТ мы разворачиваем эти схемы, ловим их автоматические проявления и учимся перепрошивать.

Поведенческие техники:

КПТ не только про мышление это терапия действия. Экспозиция идёшь навстречу страху, не убегает от него. Поведенческая активация — делаешь шаги даже когда нет сил. Ролевые игры — пробуешь новые формы общения и поведения прямо в кабинете. Это как тренажёрный зал только для вашей нервной  системы.

КПТ — не монолог. Это партнёрство. Терапевт не «всезнающий гуру «, а человек, который идёт рядом. Ты эксперт по своей жизни, по стратегиям работы с  мышлением и поведением. Вместе вы строите мост от «как есть «и «как хочется «.

КПТ — не философия для чтения в кресле-это практика. В КПТ не погружают на годы в анализ детства, а сразу дают инструменты, как распознать момент, когда ты загоняешь себя а тупик, как остановить автоматические, мрачные сценарии, как замечать, что привычная реакция не приговор, а навык, который можно переписать.

Самое вдохновляющее КПТ даёт быстрые победы. Вы пробуете один новый приём-и уже чувствуете разницу.

КПТ не обещает чудес, но даёт инструменты разобрать мысли на детали, заметить свои искажения, найти, что можно сделать по-другому, и главное делать маленькие шаги вперёд.

В этой статье постаралась очень просто рассказать как работает КПТ. Есть ещё очень много что полезного рассказать об этом методе, далее буду ещё писать статьи, а пока читайте с удовольствием, записывайтесь на консультации и мы вместе попробуем шагнуть в этот удивительный метод.

Автор статьи — психолог Юлия Лошакова.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *